Оригинальные запчасти
Дилеры, как известно, рекомендуют устанавливать на автомобиль только оригинальные запчасти и обслуживаться только в оригинальном сервисе. Оно и понятно - на процесс эксплуатации, обслуживание и ремонт делается серьёзная ставка производителем, позволяющая снизить цену автомобиля, но вернуть своё сполна на процессе его эксплуатации(первым, кто такую схему придумал и практически довёл до совершенства - производитель бритвы Gilette: станок дешевый, картриджи дороже себестоимости на тысячи процентов).
Любая купленная вами запчасть, упакованная в коробочку с лейблом бренда вашего автомобиля, автоматически отчисляет большую часть своей стоимости в карман производителя вашего авто. Конечно же имеет смысл обслуживаться на офф.сервисе с использованием оригинальных запчастей в период гарантийного обслуживания автомобиля, а оправданность использования оригинала в после гарантийный период - уже скорее вопрос религии, чем здравого смысла. Здесь же обсудим что такое оригинальные запчасти и откуда они берутся.
Естественно строить заводы по производству сальников, прокладок, подшипников, генераторов и прочего ширпотреба производителю нет никакого резона, тем более в условиях, когда существует масса специализированных производств. Поэтому производитель автомобиля обычно на такого рода продукцию выкидывает тендер на рынок и выбирает подходящего по соображениям цена/качество производителя-поставщика. Некоторые габаритные детали(например панели кузова) автогигант делает сам, т.к. в случае с крупно-габаритным товаром, издержки на транспортировку с соблюдением целостности товара становятся выше, чем самостоятельно построить цех по производству данных деталей рядом со сборочным конвейером. Всё остальное же заказывается у сторонних производителей, при этом как правило заказчики-автогиганты выжимают все соки из таких производителей по контрактам, т.е. закручивают им гайки по самые помидоры в плане стоимости, стараясь максимально снизить издержки по производству.
Более детально: например фирме Chrysler потребовались свечи. Они обращаются к своему поставщику свечей(сейчас если не ошибаюсь - это Federal Mogul, а именно подразделение Champion) и заказывают у них необходимое кол-во, осуществляют контроль качества товара, после чего часть, предназначенную для конвейера - отправляют на конвейер, часть, предназначенную для сервисов офф.дилера - пакуют в ящики и отправляют своим дилерам, а часть предназначенную для продаж aftermarket, пакуют в свои красивые коробочки с лейблом Mopar и выкидывают на рынок. (Именно поэтому оригинальная запчасть обычно идёт в каком нибудь потрёпанном пакетике или упаковочной коробке, а не в красивой коробочке с хорошей полиграфией).
А где эти свечи берёт Champion? У них большое кол-во собственных заводов практически на всех континентах(о чём красноречиво написано во всех рекламных проспектах), но всё-таки тут многое зависит от стоимости контракта - ведь издержки по производству стараются минимизировать все, а как уже было написано выше - автоконцерны пытаются выжать из своего поставщика максимум, поэтому очень часто именитые бренды-производители запчастей размещают свои заказы на заводах в свободной экономической зоне, например в Китае, осуществляя естественно пристальный контроль качества(дабы не упасть как говорится в грязь лицом перед заказчиком). Китайцы снимают с Champion`а свою пенку - процентов 100, затем Champion снимает с Mopar/Chrysler процентов 100 и Mopar накручивает те же 100% и выкидывает запчасть на aftermarket, где её забирают оптовики(накручивают те же 100%) и выкладывают на свои склады для закупи магазинов розничной торговли и СТО, которые тоже что-то накручивают(кто-то даже те же 100%) и продают товар конечному потребителю.
Итого деталь, себестоимость которой к примеру 1 доллар, конечному потребителю с учётом всех издержек на красивые коробочки, транспортировку и кучу посредников, выходит примерно 20-30 баксов. Механизм работает хорошо, довольны и китайцы и посредники и транспортники и производители коробочек - платит за всё потребитель. Причём Mopar заботится о сохранности такой удобной для всех схемы и если вы захотите сэкономить и попробуете купить деталь у Mopar на прямую, то не стоит надеяться, что свеча вам обойдётся в четыре раза дешевле, чем в магазине. Дешевле - факт, но не намного.
Далее, если контракт с автогигантом не запрещает - тот же Champion производит(или заказывает в том же Китае, на том же заводе) те же свечи(естественно осуществляет контроль, но уже самостоятельно), затем пакует их в свои коробочки и тоже выкидывает на aftermarket как не оригинальную запчасть. Естественно посредников меньше и как следствие цена на свечи Champion в коробочках Champion - тоже меньше.
Китайцы(чей завод) кстати поступают аналогично - после нашествия Champion`а начинают производство тех же свечей, но уже для себя и со своего сырья и со своим контролем качества(а часто и без оного). Затем с маркировкой какая-нибудь Sukanakashuka выкидывают их на тот же aftermarket. Естественно такой продукт будет ещё намного дешевле того-же Champion`a.
Но про не оригинальные запчасти будет разговор отдельно дальше.
Бывает и так, что производитель автомобиля самостоятельно через своего дочернего бренда(например Mopar у Chrysler или Motorcraft у Ford`а) осуществляет заказы напрямую на заводах в Китае, Словакии, Бразилии, Сингапуре и прочих в обход посредника(в обсуждаемом примере - Champion) и всю пенку забирает себе, это делается, но не часто, т.к. некоторые поставщики запчастей не просто являются посредниками, они берут на себя огромную часть инженерной(технологии) и сырьевой работы, а так же логистику. Т.е. например тот же Championm NGK, Timken или SKF приходят в Китай и приносят с собой не только своё сырьё, но и свои технологии, которых нет ни у китайцев, ни у производителя автомобилей. И последним порой дешевле воспользоваться имеющимся опытом профильных фирм, нежели "изобретать велосипед" самим.
Не оригинальные запчасти
Не оригинальные запчасти производятся для вторичного рынка, как его ещё называют aftermarket. Их огромное многообразие, как собственно и самих производителей. При этом качество и цены естественно разные, порой существенно. Если раньше всё было понятно и просто: "оригинал лучше всего, если же не хватает денег - то покупай не оригинал", то сейчас, в период глобализации, расклады несколько поменялись. Например в качестве оригинальной запчасти на официальном сервисе у дилера могут привезти деталь, произведённую в любой точке земного шара, в той же Малайзии или Китае. При этом производители утверждают, что такие детали якобы делаются в Китае в виду того, что в поднебесной запрещён импорт, т.е. для обеспечения внутреннего рынка Китая. А излишки якобы идут в остальные страны. Ну понятное дело, что это лишь часть правды - двигаться в сторону востока их заставляет экономическая целесообразность на фоне растущей конкуренции, т.е. попросту - снижение себестоимости производства. В общем оригинал уже далеко не тот, ну и ладно, речь пойдёт не о нём.
Итак, из чего состоит рынок не оригинальных запчастей, откуда что берётся
Условные группы производителей не оригинальных запчастей.
Производители не оригинальных запчастей делятся на (пардон за тавтологию) производителей, упаковщиков и разного рода фирмы-однодневки(забивающие товаром сомнительного качества по бросовым ценам столь популярные у нас оптовые интернет-магазины, занимающиеся по сути просто логистикой, без всякого контроля качества). Назовём такие фирмы условно "жулики", кто это и откуда - будет описано далее.
Теперь по порядку:
Под производителями в широком смысле подразумеваются крупные фирмы, имеющие обширный штат высококвалифицированного персонала, свои КБ, лаборатории, заводы, ОТК. Занимающиеся изначально исключительно определёнными узкими областями, причём много-много лет. Такие производители как правило и являются поставщиками на конвейеры ведущих автомобильных брендов. Например Шведская фирма SKF в пору своей молодости и, так сказать, поиска себя производила автомобили. Причём эти автомобили назывались Volvo. Позже Volvo отделилось и стало самостоятельным брендом, а SKF сконцентрировалась на узкой специализации - производство подшипников. Чем они, собственно много лет и занимались.
Под упаковщиками подразумеваются фирмы, которые не имеют собственных производств(разве что фабрики по производству упаковочных коробок=) ), они занимаются исключительно логистикой, закупками-перепродажами и т.д. Febi, Meyle, Klokkerholm(кто не в курсе - это крупный склад, маркирующий собственным лэйблом продукцию, но с хорошим ОТК, поэтому он поставляет детали на конвейеры), Basburg(BSG, Турция - аналогично) и т.д. Все эти упаковщики делятся на тех, кому паковать всё равно что, лишь бы дешево и тех, кто следит за собственной репутацией и имеет свой ОТК.
Фирмы однодневки("жулики") - особая когорта коммерческих структур, которые регистрируют юр.фирму в каком нибудь подвале пригорода Мюнхена, дабы иметь возможность писать на коробках "Germany". Самостоятельно мониторят дешевые производства Китая, заказывают у них по принципу "Мне вот тоже самое, что и ему, только подешевле. А вот это вот наклеишь на коробку". Китайцы на самом деле предлагают сделать практически всё, причём на выбор поставщика различное качество товара, различное сырьё, различный ТК. Но жуликам надо дешевле, поэтому покупается полный шлак, пакуется и вперёд на рынок. Как только новоиспеченный немецкий бренд приобретает популярность в народе благодаря своему "качеству", т.е. продажи падают - фирма бесследно исчезает. Затем регистрируется новая и так далее по кругу.
Сюда же отнесём и разновидность подобных структур, которые ничего не регистрируют, а осуществляют крупные заказы как правило одного вида товара следующим образом: "Вот рычаг. Сделай мне такой же, только много и дёшево. Вот тут напишешь TRW, твоя моя понимать?" - эти ещё хуже, т.к. такой продукт трудно определить не наткнувшись хотя бы разок на грабли.
Стоить отметить, что структура эта в наше время очень размыта, т.е. благодаря постоянным слияниям, перепродажам кампаний, узкий профиль производств именитых брендов становится вовсе не узким и сами производства территориально растягиваются в разные уголки мира. В борьбе за существование в условиях конкуренции им приходится постоянно расширять ассортимент, при этом даже паковать друг друга. Т.е. ситуация когда в коробке одного именитого производителя лежит товар его прямого конкурента - это сейчас в порядке вещей.(Например Lemforder на корейцев часто пакует CTR, в коробках SKF может лежать Timken, FAG, SNR как и наоборот) Т.е. производители превращаются в паковщиков, паковщики же покупают заводы производителей и становятся ещё и производителями и прочий тому подобный хаос, смывающий однозначность с оценок качества того или иного бренда.
Как работают производители не оригинальных запчастей и паковщики
Например уже упомянутый SKF или Timken производить свои подшипники могут по разному. Например как и положено, имея собственные КБ - разрабатывать их.
Так же они могут в случае, если какой-то сегмент не охвачен, но очень хочется - паковать продукцию конкурентов под своим брендом.
А ещё они могут размещать заказы на тех же мощностях и заводах, на которых размещал свои заказы поставщик на конвейер или сам представитель производителя автомобилей. Проводя свой технический контроль и порой дорабатывая характеристики продукта(этим например в США славится фирма MOOG - дочка корпорации Federal Mogul. Исследуя сервисные центры производителя автомобилей, выявляют конструкторские недочёты, живо их исправляют в своём КБ и выпускают свой улучшенный товар, при этом очень воодушевлённо используя эту ситуацию в рекламных целях).
Так же эти производители запросто покупают готовый продукт, сделанный в том же Китае. Т.е. вполне реальна ситуация, когда в коробке SKF и каком нибудь Febest может лежать один и тот же подшипник, сделанный на одном и том же заводе, с одного и того же материала и в одно и то же время. Просто у именитых брендов отдел контроля качества не зря ест свой хлеб, поэтому количество брака и качество отобранных подшипников будет естественно у этих брендов разным. Но тем не менее, моё личное мнение, что общий процент брака из-за подобных "махинаций" у топ-брендов растёт.
Китай со своими заводами, дешевой рабочей силой и полным игнорированием каких либо прав интеллектуальной собственности - открытый полигон для возможностей.
Ещё пример - фирма Timken является мировым лидером по конусным подшипникам, осуществляя заказ для собственных нужд, размещает этот заказ в Китае. Забирает товар и уходит восвояси. Тут же приходят на завод представители конкурентов и далее по схеме "жуликов", забирают сливки с чужих технологий, с той лишь разницей, что всё таки заказывают такой же товар, т.е. качественный, не скупясь на цене и сырье - имя бренда всё-таки не пустой звук.
Иными словами сейчас размыта грань между паковщиками и производителями - в мире есть бренды, есть имя и история этого имени, остальное всё - по ситуации.
Среди производителей есть и бренды делающие ставку на массовость или уникальность, а не на качество. Например тот же Febest. Он заказывает товар где подешевле, осуществляет даже свой какой-то там ТК. Он производит практически всё и берёт тем, что некоторых узлов просто не существует в природе от других производителей. Примерно тем же самым занимается и фирма Stellox(зарегистрирована в Германии, но по сути это Российская фирма - что-то среднее между тип1 и тип 3) - главная фишка которой цена. Например на Ауди комплект рычагов этой фирмы стоит в четыре раза дешевле, чем Lemforder, ходит максимум год.
Пока ещё существуют и откровенные паковщики, т.е. фирмы, не имеющие своих производств. Статистика утверждает, что их можно разделить по классу и уровню доверия, но не всегда однозначно. Например тот же Klokkerholm - европейский склад готовой продукции, практически вся продукция заслуживает доверия. Аналогично и так называемый паковщик хорошего уровня - Ruville, выбирает только именитые бренды, но, т.к. не известно что именно будет запаковано, некоторые детали всё же брать не стоит. Есть фирма Optimal, которая не гнушается паковать всё подряд, что под руку попадётся, но на некоторые модели автомобилей к примеру, подшипники ступицы производит только фирма SKF, следовательно в коробке Optimal будет лежать тот же SKF, который поставлялся и на конвейер и на aftermarket в коробках SKF, но при этом заметно дешевле(т.к. Optimal естественно покупает товар очень большими партиями и имеет очень увесистую скидку). Febi - аналогично, львиная доля продукции пакуется, причём разного качества, но есть и свои производства(Bilstein и SWAG). Справедливости ради SWAG тоже паковщик(кроме нескольких своих заводов по резине, причём хорошего качества), раньше был уровня Ruville, теперь уровня Febi =) ). Резина, которая производится на заводах SWAG, хорошего качества, жидкости пакуют отличного качества, всё остальное - разного.
Meyle - пакует всё подряд, что-то среднее между Febi, Optimal и Ruville, но при этом где-то закупается очень выносливыми клиновыми ремнями, которые я лично считаю лучше аналогичных ремней, скажем от Dayco.
Умение определять кто и что пакует является очень полезным навыком на рынке автозапчастей, но самостоятельно экспериментировать рекомендуется только в случае, если вам везёт в казино.